Судьи пересмотрели правила начисления пенсии адвокатам
Совет судей России опубликовал разъяснения, которые, по мнению экспертов, откроют более широкую дорогу в судейский корпус адвокатам.
Теперь защитник, претендующий на мантию будет знать: годы работы адвокатом не пройдут даром. При начислении судейской пенсии их зачтут в стаж.
"Время работы в качестве адвоката, с учетом мнения, высказанного в постановлении Конституционного суда РФ, может быть включено в 20-летний стаж работы в должности судьи для назначения ежемесячного пожизненного содержания...", - пояснил Совет судей в опубликованном обобщении с ответами на житейские для судей вопросы. Оттого, как решены подобные проблемы, нет ли где обиды для судьи, зависит и качество правосудия в целом. Также различные пенсионные правила косвенно влияют и на состав судейского корпуса.
Сегодня многие эксперты полагают, что нашим людям в мантиях явно не хватает опыта работы в защиты. Так случилось, что у многих судей за спиной прокурорский опыт, накладывающий определенный отпечаток на психологию. По мнению правоведов, идеальным был бы вариант, когда будущий судья некоторое время работал бы в правоохранительных органов, а потом шел в адвокаты, и лишь после этого надевал мантию. Такой опыт позволил бы судье подняться над схваткой, а не смотреть на человека привычным взглядом обвинителя, полагают правозащитники. Тем не менее до сих пор прокурорский стаж судье шел в плюс при расчете пенсии, а адвокатский ничего не давал. Соответственно, если кто наметил для себя судейскую карьеру, лишнего стимула идти в адвокаты не имел.
Получалось, скажем, 15 лет работы прокурором и 5 лет судейской службы дают в итоге 20 лет пенсионного стажа. Адвокат же, став судьей, как бы начинал юридическую жизнь с нуля. Ему надо отработать судьей полные 20 лет. Разъяснение Совета судей может изменить ситуацию.
Кроме того, адвокатский стаж дает допуск к конкурсу на должность судьи. Это давно не новость. Интересно, что в конце прошлого года председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев заявил, что лично звал многих адвокатов стать судьями, но они отказались. По его мнению, причина в том, что многие защитники слишком успешны и не горят желанием менять свои высокие гонорары на судейскую рутину.
По заданию председателя Верховного суда была проанализирована работа квалификационных коллегий. Выяснилось, что за два года на судейскую работу попросились 144 адвоката. Из них "добро" от квалификационных коллегий получили порядка 40 человек, или каждый третий. По словам Вячеслава Лебедева, это значит, что никаких препятствий адвокатам на пути к мантии нет, кто достоин, тот ее может получить.
В России насчитывается более 60 тысяч адвокатов. Получается, немногие из них горят желанием сменить защитное ремесло на судейское кресло. Впрочем, может быть и другое объяснение: защитники не верят, что их встретят, как родных в суде. Поэтому редко кто из них подает документы в квалификационные коллегии. Может, пенсионный бонус их все-таки стимулирует?
Зато после отставки судья, желающий сохранить статус, уже не вправе работать адвокатом. Также, как пояснил Совет судей, "в силу действующего правового регулирования судья, пребывающий в отставке, не вправе осуществлять деятельность медиатора". Иными словами, быть специалистом-примирителем судье-пенсионеру закон пока запрещает.